Новые методические материалы от проекта «Инклюзивный музей» — четкие ориентиры для формирования доступной и комфортной среды в музеях

Люди с ментальными нарушениями

Команда проекта «Инклюзивный музей» поделилась публикацией двух важных  документов, разработанных в рамках проекта «Инклюзивный музей» по направлению «люди с ментальными особенностями»: перечня контрольных вопросов и рекомендаций (чек-лист) по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями и Методического пособия «Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях».

Оба документа – это результат работы экспертов, основанный на изучении и анализе зарубежной и отечественной практики инклюзивной деятельности музеев. Мы верим в том, что их появление позволит осуществить значительные изменения как в развитии программ для людей с ментальными особенностями, так и в обеспечении доступности музеев в целом.

Перечень контрольных вопросов и рекомендаций (чек-лист) по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями  – это набор необходимых мероприятий и условий, которые должен обеспечить музей для формирования доступной среды для людей с ментальными особенностями. С появлением этого инструмента появляются четкие ориентиры для музеев как в отношении необходимых минимальных условий, так и расширенных желательных условий, обеспечивающих максимальный комфорт для таких посетителей. Также авторы считают, что использование чек-листа позволит музеям грамотно и емко подавать информацию на своем сайте о доступности мероприятий и условий среды для посетителей с ментальными особенностями.

Важной составляющей данного документа являются определения терминов и понятий, которые наиболее часто используются в коммуникациях, когда речь идет о доступности музеев.

Чек-лист включает в себя критерии, их описание, контрольные вопросы и рекомендации по следующим направлениям: Посетительский опыт, сенсорная доступность, предоставление сведений о доступности, информационная доступность, цифровая доступность, адаптированность мероприятий и социокультурная репрезентация.

Методическое пособие «Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях», автор-составитель –  Евгения Хилькевич, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ (ФРЦ МГППУ).