Итоги первой Библиотечной школы координаторов инклюзивных проектов

Для всех категорий инвалидности

С 23 мая по 27 июня состоялась первая Библиотечная школа координаторов инклюзивных проектов, организованная Российской государственной библиотекой для молодёжи.

Библиотечная школа координаторов инклюзивных проектов — всероссийский образовательный проект, который направлен на формирование у библиотечных специалистов профессиональных компетенций и навыков в сфере работы с молодыми людьми с инвалидностью и на выработку механизмов воплощения полученных знаний в конкретные инклюзивные проекты. В долгосрочной перспективе данный проект позволит сформировать кадровый потенциал библиотечных специалистов, обладающих знаниями и компетенциями для развития инклюзивного направления в библиотеках страны.

Школа выявила большой интерес к теме инклюзии в библиотеках, а также подтвердила своевременность обсуждения такого важного аспекта в реализации инклюзивного направления, как профиль координатора инклюзивных проектов, а также его роль, задачи и компетенции.

Участие в образовательной программе приняли 173 специалиста из 163 публичных библиотек разного уровня подчинения из 47 регионов России. Среди участников — библиотекари разных категорий, заведующие отделом/библиотекой/филиалом, директора, заместители директора, методисты, библиографы, культорганизаторы, специалисты по работе с молодёжью.

Курс включал

14 лекций (20 лекционных часов), а также актуальные дополнительные материалы для самостоятельной работы и самоподготовки (40 часов) и итоговое контрольное тестирование с практическим заданием (12 часов). Также перед началом курса участникам была представлена вводная лекция «Координатор инклюзивных проектов в библиотеке — роль, компетенции и задачи», подготовленная Юлией Наумовой, советником директора по развитию социального и инклюзивного направления, руководителем Лаборатории инклюзивных и социальных практик РГБМ.

Лекторами курса выступили эксперты в сфере инклюзии в учреждениях культуры, директора и сотрудники библиотек, преподаватели вузов, руководители социально значимых проектов и авторы блогов, а также координаторы инклюзивных проектов в музеях.

Программа Школы выстроена в соответствии с основными аспектами и принципами инклюзии в учреждении культуры — все лекции были распределены в три проблемно-тематических блока: 1) «Организация доступной среды и равных возможностей в библиотеке»; 2) «Особенности коммуникации и работы с людьми с разными формами инвалидности»; 3) «Инклюзивные проекты в библиотеке — от целеполагания к управлению и оценке».

После просмотра лекций и ознакомления с дополнительными материалами участники курса прошли итоговое контрольное тестирование (36 тестовых вопросов, результат считается успешным при верном выполнении 73% вопросов), а также выполнили практическое задание, которое не являлось обязательным для успешного завершения обучения.

П

олученные данные позволили сформировать более чёткое представление о развитии инклюзивного направления в библиотеках страны. Например, стало очевидно, что довольно распространённым и актуальным форматом инклюзивного проекта в библиотеках (часто — в небольших сельских) является «книгоношество», доставление книг на дом по предварительному заказу для людей с инвалидностью, а также рекомендательные списки и подбор литературы — для семей с детьми и подростками с инвалидностью.

Также на общем фоне выделяются инклюзивные проекты, направленные на помощь родителям (в том числе психологическая помощь) в семьях с детьми с инвалидностью, развивающие занятия, социализация и адаптация через чтение, творчество и краеведение (например, краеведческие велозабеги, в которых люди с инвалидностью рассказывают об исторически значимых местах своего района).