Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет текста и фона:
Интервал между буквами:

«Поэтому мы требуем дизайн для ВСЕХ» — интервью с INKuLtur-эксперткой Кристиане Шрюбберс

Кристиане Шрюбберс – доктор фил. наук, музейный педагог, научный сотрудник ООО «Культурные проекты Берлина». Разработчик концепций безбарьерных выставок, экскурсий по учреждениям культуры и современных медиативных форматов, соучредитель журнала “Durchblick — Forum für Museumspädagogik in Berlin und Brandenburg” («Просвет — форум музейной педагогики в Берлине и Бранденбурге»). С 2016 года работает как преподаватель, тренер и наставник.

INKuLtur: Госпожа Шрюбберс, вы предлагаете семинары и консультации в области доступности в музеях и мемориалах. Также в нашей программе “INKuLtur — за инклюзию в культуре” вы участвовали в качестве экспертки по этой теме. Можете рассказать, что является для вас наиболее сложным и наиболее увлекательным в этой работе?

Кристиане Шрюбберс: Я работаю педагогом в музее. По моему мнению, музей должен быть местом формирования идентичности. Это значит, что тот, кто приходит туда, должен иметь право голоса. Я работаю над тем, чтобы все посетители музея могли говорить и участвовать в разговоре. Для меня впечатляюще видеть, как элитарные и академические направления музея в процессе устранения барьеров становятся доступнее, но в тоже время не теряют своего содержания. Одним из вызовов есть именно работа с текстами: используя упрощенный язык и хороший стиль, объяснить ход мыслей и прийти к сути дела.

INKuLtur: На одном семинаре в рамках нашей программы вы обсуждали с сотрудниками/цами  культурных учреждений в России тему «Доступной работы с общественностью». Что, по-вашему мнению, значит успешная и эффективная доступная работа с общественностью?

Кристиане Шрюбберс: Успешную работу с общественностью можно сравнить с культурой гостеприимства, которая царит в доме. Если каждый посетитель, каждая посетительница еще перед входом в дом знает, что их ожидают преимущества от прибывания, а сам визит будет комфортным, значит коммуникационная работа с общественностью была проведена успешно.

INKuLtur: Можете объяснить людям, которые еще не совсем знакомы с концептом доступности, ваше понимание инклюзии в культуре?

Кристиане Шрюбберс: Инклюзия значит: поддерживать и представлять разнообразие. Мы живем в конце той эпохи, когда было принято думать, что каждый человек имеет 170 см роста, 75 кг веса, острый взгляд, как у орла и 10 сильных пальцев. Поэтому все столы были соответственно высоки, все стулья соответственно широки, а буквы скорее элегантные, чем понятные. Одновременно мы живем в начале той эпохи, в которой видно: каждый из нас выглядит по-другому, имеет разные таланты и нуждается в разных вещах. Поскольку мы выступаем за равенство прав, мы хотим, чтобы все участвовали в общественной жизни и привносили свою вклад в её формирование. Как можно большее количество разных людей должны иметь доступ к продуктам, обслуживанию, архитектуре и открытой среде. Это значит, что для сиденья, чтения, слушанья и ходьбы должна быть предложена доступная альтернатива, которая заменила бы старые стандарты. Для этого мы требуем дизайн для ВСЕХ, в котором будут задействованы как минимум два канала восприятия. Я назову три примера:

  1. Книга для чтения может быть также доступна в качестве аудиокниги. Такая книга понравится людям, которые больше любят слушать, чем читать, но также и тем людям, которые не могут читать по причине ограниченного зрения или ментального нарушения, или же просто не любят чтение как таковое.
  2. Фильм может быть дополнительно снабжен языком жестов, звуковым описанием и субтитрами. Тогда люди, которые не могут слышать или видеть фильм, все равно смогут прочувствовать его, так же, как и слабослышащие люди, и те, кто не совсем владеет языком оригинала фильма.
  3. Экспонат в музее может быть в свободном доступе для прикосновения и ощущения, или же рядом есть установленная модель или образец – копия экспоната, который можно потрогать. Это помогает слепым людям, людям с ментальными нарушениями, но также и тем, у кого срабатывает сильный тактильный импульс и восприятие работает эффективнее именно через прикосновение.

INKuLtur: Дорогая госпожа Шрюбберс, благодарим вас за содержательный разговор.

Программа «INKuLtur — за инклюзию в культуре» реализуется немецкой общественной организацией DRA e.V. в партнерстве с ПРОБО «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и Ты» и АНО Научно-практическое социально-педагогическое объединение «Благое дело», при финансовой поддержке Европейского союза и Министерства иностранных дел ФРГ.

«Данная публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности DRA e.V. и не отражает точку зрения Европейского Союза».