Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет текста и фона:
Интервал между буквами:

Социальные истории на сайтах музеев: зачем они нужны

Выставка
Люди с ментальными нарушениями

Что обычно ищут на сайте музея родители, собираясь туда с ребенком? Время работы, цену билета, возрастное ограничение для выставок и, может быть, детские программы. Но для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) очень важна еще одна вкладка: это социальная история, которая помогает подготовиться к визиту в многолюдный музей без стресса. 



Этот раздел редко можно обнаружить на сайтах российских музеев, но даже десятиминутный поиск онлайн доказывает, в США или Австралии он будет и у самой небольшой институции. Это путеводитель, который с помощью серии утверждений от первого лица («я собираюсь в музей», «я должен подождать своей очереди, чтобы войти») и фотографий из выставочного зала знакомит с основными этапами посещения пространства и с его правилами. 

 

Названия такого документа могут быть разными — social story, social map или pre-visit story, — но его структура всегда примерно одинаковая. Есть даже короткий универсальный гид для любого музея, созданный американским научно-исследовательским и образовательным институтом Smithsonian. В социальной истории обязательно должны быть:

Фотография фасада здания и небольшое введение

Это первый шаг подготовки к визиту: несколько предложений о том, куда направляется ребенок и что он увидит. 

Основные этапы визита
Этот пункт нужен для того, чтобы не было сюрпризов: проход через рамку и досмотр, гардероб, касса — и дальше рассказ о действиях в выставочных залах, включая возможный поход в кафе. Каждый этап сопровождается фотографией.

Фотографии сотрудников институции

Почти в каждом музее есть своя форма, которая поможет человеку с РАС отличить сотрудника от посетителя на тот случай, если он потеряется или ему нужна будет помощь. 

Правила музея и ряд предупреждений
Это обычные правила посещения — не бегать, не шуметь, не отходить от взрослых, — сформулированные в первом лице. Например: I will use a quiet voice in the museum («В музее я буду говорить тихо») или If I need to run around, my adult can take me to the courtyard («Если мне нужно побегать, взрослый отведет меня во двор»). Предупреждения могут касаться возможных очередей на кассе, досмотра или необходимости воспользоваться лифтом.

Поскольку социальная история нужна для того, чтобы снизить тревожность при первом посещении пространства, чаще всего их делают ориентированными на детей с РАС. При этом помощь может понадобиться и тинейджерам, и студентам с РАС, когда они планируют свой визит без сопровождения взрослых. Лучший пример для подражания — Метрополитен-музей в Нью-Йорке (The Met). В открытом доступе у них несколько отдельных историй для посетителей с РАС всех возрастов, а также подсказки для родителей и визуальный чек-лист по основным залам экспозиции.

Отдельным видом подготовительных историй для музеев с постоянной экспозицией может стать Sensory Friendly Map, карта чувств и ощущений: по ссылкам примеры из того же Метрополитен-музея и Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMa). Люди с аутизмом особенно чувствительны к громким звукам, резким перепадам света или слишком людным пространствам. Карта помогает заранее определить те комнаты,

которых в музее лучше избегать — и те, где всегда очень тихо и можно перевести дух. The Met также обращает внимание на разницу температурного режима в комнатах, а карта МоМа, помимо прочего, рассказывает о комнатах с тактильными моделями экспонатов.


Конечно, такой гид может понадобиться не только в музее, но и в любом общественном пространстве: кафе, кинотеатре, зоопарке или торговом центре. Но музеи пока оказываются наиболее восприимчивыми к опыту коллег и к помощи специальных организаций: в Петербурге, например, музеям помогает стать доступнее Центр «Антон тут рядом» в рамках проекта Autism Friendly.

Текст: Дарина Грибова
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»