Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет текста и фона:
Интервал между буквами:

«Особый взгляд»: форум-фестиваль социального театра

В конце октября в Москве прошел первый форум-фестиваль «Особый взгляд». О том, почему это важнейшее событие в мире социального театра и зачем ждать продолжения в следующем году, рассказываем в материале InKultur.

Над фестивалем несколько месяцев работала команда под руководством креативного продюсера и театрального критика Ники Пархомовской — в прошлом она занималась инклюзивным петербургским проектом «Квартира. Разговоры» режиссера Бориса Павловича. «Особый взгляд» объединил спектакли, лекции в рамках образовательной программы и даже танцевальные мастер-классы. Полное расписание можно посмотреть на сайте проекта.

Это не случайно в первую очередь «форум»: инициатива призвана объединить участников социо-театральных проектов и поддержать профессиональную дискуссию. Проект одновременно проходил на четырех разных площадках: в Новом Пространстве Театра Наций, Московском музее современного искусства, Доме-музее М.Н. Ермоловой (филиал Театрального музея имени А.А. Бахрушина) и Центре имени Вс. Мейерхольда. Он собрал 250 участников со всей России и 1000 зрителей театральной программы.

В фестивальную часть входили представления на нескольких площадках Москвы, куда вход был открыт для всех посетителей по регистрации. За четыре дня фестиваля в рамках основной программы прошло 12 спектаклей; все — премьеры 2018–2019 года. «Особый взгляд» открылся 28 октября спектаклем «Все началось со шторки для душа» от невидимого театра The Invisible Shows, где зрители «смотрели» представление с повязкой на глазах — и завершился 31 октября показом спектакля «Пещера» от театра Трансформатор.doc. Позже экспертный совет выберет один спектакль, который получит грант на гастроли по России.

Для тех, кто не смог прийти на представления, семь из них транслировались в прямом эфире в соцсетях проекта. Даже сейчас можно посмотреть в записи следующие спектакли:
«Гроза — среда обитания» (Москва)
«Unреальность» (Новосибирск)
«Ночи Холстомера» (Санкт-Петербург)
«Магазин» (Екатеринбург)
«Одиссея 2К19» (Санкт-Петербург)
«Король Лир» (Екатеринбург)
«Wonder boy» (Барнаул).

Миссия фестиваля — включить в театральный мир тех, кто обычно остается в изоляции и на сцене, и в повседневной жизни. Это люди с различными формами инвалидности и представители других социально незащищенных групп. О том, как развивался социальный театр в России и зачем посвящать этому фестиваль, организаторы рассказывают в FAQ.

«Социальный театр — это, по-моему, про инклюзию в самом лучшем и широком смысле этого слова: в театральный процесс включаются люди с разными возможностями здоровья, люди с хрупкой и пограничной социальной идентичностью, часто чувствующие себя изгоями, или просто представители какой-то социальной группы, а зрители включаются в обсуждение очень важных для нашего общества вопросов», — рассказала Александра Воробьева, специалист по коммуникациям из команды фестиваля.

Организаторы форума-фестиваля — программа поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» при участии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Итоги первого громкого проекта в Москве будут подведены 15 ноября на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме в рамках трека «Культура и общество».

Текст: Дарина Грибова
Фото: Дарья Хрипач