Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет текста и фона:
Интервал между буквами:

Каким бывает инклюзивный театр: актеры на инвалидных колясках, с аутизмом и синдромом дауна

Спектакль
Люди с ментальными нарушениями, Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата

Спектакль «Прикасаемые» со слепоглухими актерами связан также с инклюзивной театральной лабораторией «Со-единение». За лабораторию отвечают три крупнейших театральных вуза Москвы — ГИТИС, Школа-студия МХАТ, Щукинский театральный институт. В рамках проекта в 2016 году на разных площадках показали «Женитьбу» Гоголя, «Чайку» Чехова и «Кармен» Мериме; во всех трех постановках профессиональные актеры взаимодействовали с актерами с ограниченными возможностями здоровья — сенсорными, ментальными и физическими, — для многих из них это был первый опыт на сцене. Именно поэтому спектакль по «Чайке», например, длился всего 30 минут, для чего режиссер прибег к нелинейному монтажу.

В 2017 году на театральную премию «Золотая маска» был номинирован спектакль «Язык птиц», поставленный Борисом Павловичем на сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова. На сцену вместе с актерами вышли люди с аутизмом, студенты петербургского Центра обучения, социальной абилитации и творчества «Антон тут рядом». Длительность этого спектакля — час, но готовился он 1,5 года; большую часть из этого времени заняли не столько репетиции, сколько театральная лаборатория, «эксперимент», поиск нового языка благодаря работе с людьми с аутизмом.

Возможность такого же эксперимента под кураторством Павловича появилась в Ташкенте, в узбекском театре «Ильхом» — там проходит лаборатория «Инклюзивного театра», направленная на социализацию людей с инвалидностью и «создание равных условий для их творчества». При поддержке UNICEF на сцене театра в конце прошлого года впервые показали инклюзивный спектакль «Жизнь как чудо». Проект собрал в основном детей и подростков с разными формами инвалидности: слепых и слабослышащих, с ментальными нарушениями, а также с нарушениями опорно-двигательного аппарата — несколько актеров передвигались на колясках.

Рассказывая о проекте, арт-директор театра «Ильхом» Борис Гафуров сформулировал главный секрет инклюзивного театра: «Принято считать, что подобная лаборатория поможет детям и молодым людям с инвалидностью. Но один из самых запоминающихся уроков — это то, чему у них научились мы, актеры».

Фото: Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
Текст: Дарина Грибова

Видео