Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет текста и фона:
Интервал между буквами:

«Арт-продленка». Разработка экскурсий для детей с аутизмом

Экскурсия
Люди с ментальными нарушениями

Проект «Арт-продленка: терапия и инклюзия», организованный Комитетом общественных связей и молодежной политики города Москвы и фондом «Галчонок», завершился летом 2019. Главным результатом проекта стала разработка рекомендаций для создания и адаптации музейных экскурсий для детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Внушительный — почти 200 страниц — документ с рекомендациями предназначен для музейных кураторов, экскурсоводов, школьных педагогов и родителей детей с аутизмом. Адаптировать и совершенствовать уже существующие музейные экскурсии необходимо, поскольку «многим посетителям с РАС не подходят традиционные форматы с осмотром большого количества экспонатов и подробным рассказом о них. Это связано с нарушением концентрации внимания, быстрой утомляемостью, спецификой речевого развития и сенсорного восприятия, с трудностями в понимании речи и в коммуникации».

Рекомендации для методистов и гидов основаны на том, как вести экскурсию (четкая артикуляция, небыстрая речь, использование простых фраз), как взаимодействовать с группой (например, сначала всегда нужно познакомится с каждым участником) и какие материалы давать детям. Здесь, в частности, особое внимание уделяется «визуальному расписанию занятия».

Помимо общих правил, файл содержит методические описания экскурсий, которые были придуманы в ходе проекта. Три из них были проведены в музее-заповеднике «Царицыно», и еще три — в Государственном Дарвиновском музее. Про одну из адаптированных экскурсий в музее, «Животный мир Земли», можно подробнее почитать на сайте проекта.

К каждой экскурсионной программе созданы подробные социальные истории, чтобы родители ребенка с РАС могли сделать посещение музея понятным и комфортным. Собственную социальную историю может подготовить любой музей: примером может стать документ, созданный для знакомства с Царицыно. Кроме того, социальную историю можно адаптировать для конкретного ребенка с РАС; рекомендации для родителей ниже:

— добавьте фотографию и имя ребенка в начало истории;
— объясните, когда, как и с кем он доберется до музея: дата, день недели, время; машина, метро, автобус; с учителем, мамой, бабушкой;
— в конце уточните о том, как и куда ребенок поедет после экскурсии: транспорт, место, сопровождающий;
— добавьте фотографию ребенка в конце истории, чтобы поощрить его; лучше найти фото, на котором он доволен и улыбается. Так можно заранее настроить его на посещение музея без стресса.

«Арт-продленка: терапия и инклюзия» — проект, цель которого заключается «в создании благоприятной, развивающей и комфортной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» — в частности, в адаптации музейного досуга (музейных экспозиций и экскурсионных программ) для детей с аутизмом. От других проектов «Арт-продленка» отличается тем, что в тематических занятиях участвуют не только эксперты и музейные сотрудники, но и сами дети с РАС.

Текст: Дарина Грибова
Фотография: сайт Дарвиновского музея